Защита персиков от галловых нематод грибными агентами биоконтроля

Защита персиков от галловых нематод грибными агентами биоконтроля эксклюзив

В странах Южной Азии в условиях изменения климата вредоносные галловые нематоды рода Meloidogyne представляют серьезную угрозу индустрии персиков, от которой зависят фермеры и экономика в целом. Исследователи из Пакистана определили стратегию защиты важной культуры при помощи грибных препаратов в дополнение к химическим нематицидам или замены.

Выводы по разработкам грибных агентов биоконтроля для защиты персика от корневой галловой нематоды группа исследователей из нескольких научных учреждений Пакистана опубликовала в статье в журнале Sustainability 2023 на портале MDPI: «В глобальном масштабе персики выращивают повсеместно, при этом лидером является Китай, а в Пакистане это второй по величине косточковый фрукт после абрикосов – его выращивают на площади 14 700 га с урожаем 55 800 тонн.

Прибыльному производству персиков и нектаринов в течение многих лет доставляют проблемы фитопатогенные нематоды, из них самыми вредоносными признаются галловые нематоды рода Meloidogyne. Среди различных видов галловых нематод в персиковых и сливовых садах наиболее распространены Meloidogyne incognita и M. javanica.

Для борьбы с галловыми нематодами часто используют химические нематициды, потому что другие методы имеют некоторые специфические недостатки. Но и химические нематициды из-за широкого спектра действия наносят ущерб полезной почвенной микробиоте. В тоже время агентов биологической борьбы можно использовать отдельно или в сочетании с другими подходами к борьбе с нематодами. 

Один из грибов — Pochonia chlamydosporia, паразитирующий на самках и яйцах галловой нематоды, распространен по всему миру. Он показал большой потенциал для эффективной борьбы с галловыми нематодами.

Другой гриб, Purpureocillium lilacinum, заражающий яйца и самок галловых нематод, также оказался эффективным в вызывании смертности эмбрионов нематод в течение 5-7 дней .

Аналогичным образом, Trichoderma harzianum и T. viride были широко исследованы во всем мире и доказали свою эффективность в борьбе с галловыми и многими другими нематодами, патогенными для растений.

Однако, поскольку доступная научная информация об эффективности средств биоконтроля ( P. chlamydosporia, P. lilacinum, T. harzianum и T. viride ) против галловых нематод на персике скудна, настоящие исследования были проведены для оценки сравнительная эффективность этих агентов биоконтроля с конечной целью найти биологически жизнеспособный вариант борьбы с M. javanica в персиковых садах. 

Эффективность упомянутых выше агентов биоконтроля против M. javanica оценивали в эксперименте с горшком. Каждый агент биоконтроля смешивали с простерилизованной формалином почвой из расчета 2,5×103 , 5×103 , 7,5× 103 и 1×104 хламидоспор или КОЕ на 1 г почвы. Затем пять кг почвы с добавками биоконтроля были помещены в глиняные горшки отдельно. 

В качестве контроля использовали горшки без каких-либо агентов биоконтроля. Для сравнения со стандартным нематицидом использовали продукт с а.и. кадусафос.

Через неделю после обработки в каждый горшок пересадили «Ранний Гранд», которому исполнился год. Растениям давали расти в течение двух недель, чтобы они укоренились в почве. Через две недели после трансплантации всходы персика инокулировали 5000 только что вылупившимися (возрастом 24–48 часов) молодью второй стадии M. javanica

Для каждой обработки было пять повторений. Горшки были расставлены по полностью случайному принципу в теплице при температуре 25 ± 2°C в течение семи недель. Горшки поливали по мере необходимости.

Согласно результатам, все агенты биоконтроля продемонстрировали дозозависимое снижение зараженности нематодами, включая количество галлов, массу яиц, популяции нематод и репродуктивные факторы, по сравнению с теми, которые были достигнуты при использовании химического нематицида.

Более того, P. сhlamydosporia проявил себя как биостимулятор, приводя к повышению урожайности, помимо борьбы с галловыми нематодами. Его основной механизм действия включает колонизацию желатиновых матриц Meloidogyne, гриб образует мицелиальную сеть и поглощает яйца нематод. Гриб также проникает в нематоду механически и ферментативно с помощью аппрессорий или простых гиф.

Токсичность фильтратов культуры P. lilacinus также доказана. Когда нематоды подвергались воздействию различных концентраций фильтратов культуры P.lilacinus, их кутикулы разрывались, вызывая гибель нематод в течение нескольких часов. Культуральные фильтраты гриба содержат идентифицированные и охарактеризованные химические вещества. Одно из таких химических веществ, пептидный антибиотик, обозначенный как P-168, было выделено и идентифицировано, и доказано, что оно обладает противомикробной активностью против ряда патогенов

В настоящей оценке оба вида Trichoderma вызвали снижение пожелтения корней, массы яиц, плодовитости и репродуктивного фактора M. javanica. Потенциал биоконтроля видов Trichoderma против патогенов растений можно объяснить многочисленными механизмами. Среди них заслуживают внимания производство антибиотиков, конкуренция, ферментативный гидролиз, паразитизм и индукция системной резистентности. Сообщается, что большое количество веществ биоконтроля, катализаторов и активаторов, таких как трихоконины, триходермин и трипсин-подобная протеаза, продуцируются различными видами Trichoderma и проявляют нематостатическую и нематицидную активность против многих видов нематод.

В целом, исследование показало, что грибные агенты биоконтроля могут эффективно действовать как нематициды, потенциально заменяя или уменьшая потребность в традиционных химических обработках и уменьшая загрязнение окружающей среды».

По статье группы авторов (Мухаммад Саид, Тарик Мухтар, Раис Ахмед, Танвир Ахмад, Мухаммад Аамир Икбал), опубликованной на портале www.mdpi.com.

Автор изображения: Анна Медведева, AgroXXI.ru.

agroxxi.ru